Вторник, 23.04.2024, 13:02
Приветствую Вас Гость | RSS

Алтайская краевая общественная, научно-исследовательская организация

 

Институт духовного видения и мировоззренческих позиций

(ИДВиМП)

Категории раздела
Все [11]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Все

ПРОЕКТ «ЗНАМЯ МИРА» – ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ БАРНАУЛА

Проект «Знамя Мира» – информационно-просветительская программа для школьников Барнаула

 

Культура есть истинное просветлённое познавание.

Культура есть научное и вдохновенное приближение к разрешению проблем человечества.

Николай Рерих

 

Проект «Знамя Мира» возник в Алтайской краевой общественной организации «Институт духовного видения и мировоззренческих позиций» (ИДВИМП) в преддверии 80-летия «Договора о защите художественных и научных учреждений и исторических памятников» (Пакта Рериха).

Идея Проекта зародилась под влиянием знаменательного события: 3 июля 2014 года в Барнауле Алтайскому краю, Алтайскому государственному педагогическому университету, Государственному музею истории литературы, искусства и культуры Алтая, Институту духовного видения и мировоззренческих позиций и ещё 30 организациям России Президентом неправительственной организации при ООН «Комитет Знамени Мира» Алисией Родригес Фернандес были вручены «Знамёна Мира».

Мы искали пути проведения просветительской работы со школьниками в форме бесед о значении духовной культуры как главного сокровища, и о том, что сбережение её есть залог построения страны с высоким уровнем нравственного и экономического развития. Главная задача этих бесед – привести к осознанию важности утверждения в себе духовно-нравственных ценностей, высокой культуры, непрерывности процесса самовоспитания. Н.К. Рерих писал: «Каждый может найти доступ к какой-либо школе и сказать там доброе слово о значении культурных ценностей, об охранении их. Молодёжь часто не представляет себе, что культурные ценности являются величайшим народным достоянием» [2, с. 293].

Целью Проекта «Знамя Мира» является организация сотрудничества с коллективами школ для просветительских бесед с детьми о Пакте Рериха, значении Знамени Мира, о смысле и содержании идеи «Мир через Культуру», о значении культуры как синтеза знания и красоты, о важности осознания защиты лучших достижений человеческого творчества.

Н.К. Рерих писал: «Вводя в школах день Культуры, мы, также внушая задачи мирного строительства, будем возвышать и утончать сознание молодых поколений, утверждая его высокими примерами человеческого творчества» [2, с. 83]. В воззвании к первой конференции Пакта в Брюгге, Рерих предлагает утвердить во всех народах мысль об одном общем «Мировом Дне Культуры, когда во всех школах и просветительных обществах одновременно будет посвящён день осознанию национальных и мировых культурных сокровищ» [3, с. 77].

В 1998 году Международная общественная организация «Лига защиты культуры» выступила с инициативой ежегодно отмечать 15 апреля – день подписания Пакта Рериха – как Всемирный День Культуры.

Проект «Знамя Мира» выступает за проведение единого дня Культуры в школах г. Барнаула, чтобы пробудить в сознании школьников стремление к высокой культуре, пронести его через всю свою жизнь. Такой 15-летний опыт уже есть в школах г. Санкт-Петербурга, где в преддверии международного Дня культуры во всех школах города проводится конкурс сочинений учащихся 4–11 классов под девизом «Мир через Культуру» [1].

Просветительские беседы со школьниками г. Барнаула являются одним из подготовительных этапов для проведения 15 апреля в школах нашего города Дня культуры.

Проект «Знамя Мира» осуществляет свою деятельность в рамках Координационного Центра Международного Комитета Знамени Мира при ООН в Алтайском крае в лице Алтайской краевой общественной организации «Рериховское Общество "Беловодье"» (г. Бийск) и реализовался благодаря сотрудничеству группы людей. Он имеет просветительскую, практическую направленность. Реализация проекта на всех этапах опиралась на закон единства, на принципы единоустремлённости и сотрудничества. Этот закон выражает суть символа Триединства на Знамени Мира.

Беседы со школьниками города строились в форме диалога, в котором активно участвовали и дети. Каждая встреча сопровождалась показом слайдов, видеофильмов, после чего каждому классу вручались флажок с символом Знамени Мира, репродукция-плакат «Цветок духовных качеств», сборники «Знамя Мира – Знамя Культуры» и «Николай Рерих о Культуре», тексты «Основы государственной культурной политики» от 24.12.2014 года и «Всемирный Форум Духовной Культуры – К Новому Миру через Духовную Культуру». Активно участвующим в лекции и проявившим понимание материала школьникам вручались значки с символом Знамени Мира.

Особое внимание обращалось на подход Н.К. Рериха к решению проблемы защиты культуры и мира. Идея Рериха – «Мир через Культуру» – абсолютна по содержанию и смыслу: без культуры нет мира, и только культура принесёт народам мир. Раскрывался утверждённый Н.К. Рерихом смысл слова «культура»: «Культура есть почитание Света. Культура есть любовь к человеку. Культура есть благоухание, сочетание жизни и Красоты. Культура есть синтез возвышенных и утончённых достижений. Культура есть оружие Света. Культура есть спасение. Культура есть двигатель. Культура есть сердце» [4, с. 52].

Сами ребята, находя значения слов «мир» и «свет», убеждались в позиции Н.К. Рериха. В беседе также делался акцент на то, что на торжественной церемонии вручения Знамени Мира Алтайскому краю Алисия Родригес назвала Алтай «территорией мира», а всех его жителей – «посланниками мира». В виде вопросов-ответов преподносилась информация о нахождении Знамени Мира на вершинах, на полюсах Земли и в Космосе.

Ребята с интересом воспринимали информацию об акции всемирного значения в рамках прошедшего в октябре 2009 года XXII Международного Конгресса участников космических полётов, где присутствовали 50 космонавтов из 18 стран мира, поставившие свои подписи под Обращением об утверждении 15 апреля – дня подписания первого в истории Земли «Договора об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников», – Всемирным Днём Культуры.

К настоящему времени нами проведены встречи в 22 школах города, во всех школах Центрального района г. Барнаула, с лекторием познакомились ученики 55 классов. Для закрепления темы и получения «обратной связи» участники Проекта «Знамя Мира» предложили школьникам написать сочинение или творческую работу на тему «Знамя Мира – Знамя Культуры».

Проект «Знамя Мира» только начинается. В настоящее время такую работу провела школа № 13. Вот темы сочинений, сформулированные учениками 10 класса: «Культура в моей жизни», «Мир», «Н.К. Рерих и Знамя Мира», «Знамя Мира», «Разрушение памятников культуры», «Историческое значение Пакта Рериха», «Культура – это жизнь». Всего написано 14 сочинений и подготовлены 4 творческие работы.

Показательным откликом на Проект «Знамя Мира» звучит фрагмент одного из сочинений под названием «Культура – это жизнь»: «Я никогда не задумывалась, какую роль в нашей жизни играет культура. В чём она проявляется? Культуру по-другому можно назвать как «дорога к свету». Основания культуры должны входить в жизнь, а культурное строительство – быть на первом месте в государстве, так как культура – не отвлечённость, а основа жизни. Ведь культура есть утверждение добра, почитание света, красота во всём её творческом величии, и так можно перечислять до бесконечности. Культура – это жизнь». Содокладчиками нашего сообщения на конференции явились два школьника средней школы № 13, которые после прослушанной лекции провели самостоятельные исследования.

В докладе «Сохранение культурного наследия» десятиклассник Эдуард Баталов, рассуждая о сути и значении культурного наследия, о сохранении наследие русской культуры в ближайшие века, заключает: «Охрана культурного достояния в современном мире остаётся сложной и требует постоянного внимания. Об уровне развития культуры того или иного народа следует судить по тому, как он относится к своему культурному наследию. <…> Духовность – это предтеча культурности. Духовный человек терпимо относится ко всем культурам и настроен на созидание, а не на разрушение. Защита культуры – это проблема духовного воспитания личности. Я вынес для себя урок, который буду помнить всю жизнь. Культура всегда будет важна!»

Из доклада «Человек, будь человечнее» семиклассницы Анны Подивиловой: «Для сохранения мира и культурного наследия как одной страны, так и всего человечества, важно особое внимание уделять не только созданию документов защиты культуры, но и процессу воспитания в людях такого качества, как человечность. Человечность – это нравственное качество, которое предполагает уважение и сочувствие людей друг к другу, доброжелательность и терпимость. В мире много понятий человечности. Неудивительно, что это слово так привлекательно для всех. Ведь именно фраза: «Где ваша человечность?» заставляет многих людей одуматься. <…> Человечность – это готовность прощать ошибки и необдуманные поступки окружающих. Это умение замечать позитивные черты характера и личности каждого человека. Это умение не желать и не делать другому человеку того, чего не желаешь себе».

Творческая работа А. Подивиловой отмечена дипломом «Приз симпатий жюри» во Всероссийском интернет-конкурсе творческих работ по культурологическим знаниям «Тайны Культуры», проводившимся Научно-образовательным культурологическим обществом России (Санкт-Петербург).

Как реализация одного из направлений деятельности группы Проекта «Знамя Мира» в музее детского и юношеского центра Центрального района г. Барнаула (в здании лицея № 122), размещена выставка репродукций картин Н.К. Рериха «Певец священных гор» и фотовыставка «Знамя Мира на Алтае» о церемонии вручения Знамени Мира Алтайскому краю. Проект «Знамя Мира» предполагает расширить сеть подобных выставок в школах, библиотеках, в вузах города.

В перспективе планируется организация и проведение городского конкурса сочинений среди школьников Барнаула в рамках подготовки к ежегодному Дню Культуры 15 апреля под девизом: «Мир через Культуру». Такое мероприятие требует сотрудничества с городским Комитетом по образованию, культуре, АлтГПУ, ГМИЛИКА, а также с общественными организациями. Для обеспечения базы этого сотрудничества в рамках Проекта «Знамя Мира» создана и передана в Комитет по образованию г. Барнаула информационно-просветительская программа «Знамя Мира над Алтаем» для школьников 6-11 классов.

Литература:

1. День культуры. Сайт. URL: http://culturaspb.ru/

2. Знамя Мира: Сб. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: МЦР, 2005.

3. Рерих Н.К. Держава Света. Священный Дозор. – Рига, 1992.

4. Рерих Н.К. Культура – почитание Света. // Мир через культуру. – М.: Советский писатель, 1990.

Категория: Все | Добавил: viveya (04.03.2016)
Просмотров: 401 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz