Кондрашкина Елена Альбертовна
Помощь в формировании культурных навыков у детей с особенностями развития
За последнее десятилетие значительно увеличилось число детей, страдающих задержками психического развития с аутистикоподобными проявлениями. Об этом свидетельствует постоянное увеличение в Алтайском крае количества детей-инвалидов по заболеваниям, относящимся по отчётным формам к разделу «хронические неорганические психозы» с 15,1 случая на 100 тыс. детей в 2005 году до 45 – в 2012 году [3, с. 60]. В структуре этого раздела именно дети аутистического спектра занимают ведущее место. У таких детей с задержкой психического развития затруднено укрепление коммуникативных способностей, а отгороженность от внешнего мира осложняет процесс накопления познавательного опыта и навыков.
Мы занимаемся проблемами духовно-нравственного воспитания детей семнадцать лет, применяя на практике метод духовной саморегуляции, разработанный сотрудниками Алтайской краевой общественной научно-исследовательской организации «Институт духовного видения и мировоззренческих позиций» (ИДВиМП). Работая воспитателем, я использую в своей работе кроме обязательной программы воспитания и обучения детей в дошкольном учреждении программу ИДВиМП «Подсолнушки», прошедшую рецензирование в Алтайском краевом институте повышения квалификации работников образования. По этой программе за многие годы приобретён опыт работы с разными категориями детей, что даёт возможность подтвердить успехи метода духовной саморегуляции.
У нас имеется также опыт работы со здоровыми детьми в детском саду № 159 г. Барнаула (1999–2004 гг.). В течение пяти лет, от ясельной до подготовительной группы, мы учили детей различать добро и зло, воспитывали их в духе сострадания, уважения к старшим и бережного отношения к природе. Был организован театральный кружок, в котором с детьми поставлено двенадцать спектаклей-драматизаций. Для родителей работал клуб «Собеседник». Главным достижением в нашей работе в детском саду было то, что наши дети не болели даже в период эпидемий. Выпускались они с уровнем развития выше среднего.
В течение восьми лет мы работаем с детьми-инвалидами в отделении с тяжёлыми умственными и физическими патологиями Алтайского краевого центра реабилитации для детей и подростков, принимали участие в составлении коррекционно-развивающей программы [4]. В отделении центра 2-3 раза в неделю проводились индивидуальные занятия по 1,5–2 часа (по 30 минут у каждого педагога) для детей в сопровождении родителей. Совместных детских игр не было, а в редких групповых играх дети участвовали опосредованно, через взрослых.
Анализ опыта работы в группе показал, что результаты приобретения детьми опыта самовосстановления могли быть лучше, если бы на занятиях дети больше находились без родителей, развиваясь под руководством педагога. Конечно, в Барнауле есть коррекционные детские учреждения, но, во-первых, их недостаточно, а во-вторых, в них принимают детей, уже владеющих элементарными навыками самообслуживания.
Что же делать остальным?
Вот тогда мы и задумались о создании группы кратковременного пребывания детей с особенностями развития. В декабре 2011 года по настоятельным просьбам родителей мы в нашем институте открыли такую группу в арендованном помещении, но через пять месяцев её пришлось закрыть, так как арендная плата была очень высока, а увеличивать плату за посещение группы детьми-инвалидами не решились. Но родители с таким положением дел не смирились, видя успехи в развитии своих детей, и искали выход из этой ситуации.
В настоящее время группа для детей - аутистов работает в домашних условиях: в двухкомнатной квартире на 4-м этаже жилого дома. Создавая группу, мы ставили две главные цели: 1) помочь детям-аутистам социально адаптироваться в коллективе, подготовить их к посещению детских садов и школ; 2) показать родителям возможные подходы к воспитанию детей с особенностями развития.
В группе дети находятся полный день, с 8.00 до 17.00 часов. За всё время существования группы её посещали 15 детей (по 5-6 детей одновременно). За основу пребывания детей в этой группе взят распорядок дня обычного детского сада, но методы работы со здоровыми детьми здесь не подходят в связи с тем, что почти все эти дети или совсем не говорят, или владеют отражённой речью, то есть повторяют слова за взрослым. Аутисты замкнуты в себе и никого не видят, даже если вокруг много людей и очень шумно. В работе с такими детьми нам помогают знания и опыт, полученные в практике работы ИДВиМП.
Практическое применение метода духовной саморегуляции позволяет создать условия более комфортные для развития детей - аутистов. Это связано с благоприятным микроклиматом в нашем маленьком коллективе. С детьми работают четыре педагога: воспитатель (социальный педагог), психолог, педагог по изобразительному искусству и музыкальный руководитель. Известно, что педагоги подвержены профессиональной усталости от постоянных эмоциональных контактов с большим количеством людей. Утомление педагога сказывается и на профессиональной деятельности, и на его подопечных. А тем более наш контингент детей отличается особенностями развития.
Избежать эмоционального выгорания помогает метод духовной саморегуляции. Его разработали и реализуют сотрудники ИДВиМП. Практикующий его стремится настроиться на высшие уровни сознания, свой «духовный стержень» через христианскую традицию очищения покаянием, внутреннее собеседование, прочувствование. В процессе этой внутренней работы происходят процессы саморегуляции на материальном плане – реальные положительные изменения в психологическом и физическом здоровье [1, с. 50].
Наш трёхлетний опыт работы с данной категорией детей показал, что именно в небольшом помещении, напоминающем домашнюю обстановку, дети быстрее адаптируются. Они начинают «видеть» друг друга. В силу того, что помещение маленькое, дети не могут разбежаться по разным сторонам, «сталкиваются» друг с другом, происходит телесный контакт, и это вынуждает их «увидеть» друг друга. Эту особенность подтверждает немецкий врач А. Соесман: «У аутичных детей чувство «Я» развито очень плохо. Улучшения можно добиться в том случае, если уделять особенное внимание противоположному органу чувств – чувству осязания» [5, с. 210]. Постепенно дети начинают взаимодействовать, между ними зарождаются игры, напоминающие сюжетно-ролевые. Дети вынуждены переходить от лепета к произношению отдельных слов: сначала шёпотом, а затем и вслух. Некоторые из них приобрели навыки полноценной речи.
Занятия с детьми мы проводим индивидуально и группой. Это помогает научить детей навыкам самообслуживания, научить пониманию ситуации ограничения («можно – нельзя»), научить различать время занятий и свободных игр. Также дети начинают понимать речь педагога: слышать и слушаться. Результат нашей работы с детьми-аутистами мы считаем успешным, так как четверо детей приняты в детский сад и два ребёнка в этом году пойдут в школу-интернат № 3 г. Барнаула.
Большое значение мы придаём работе с родителями, стараемся быть для них другом и советчиком. Сотрудники нашего института проводят для родителей семинары, групповые и индивидуальные консультации. Родителей приглашаем в наш институт на встречи клуба «Лотос», в котором можно получить помощь и обменяться опытом с людьми, в семье которых есть родственники с психическими заболеваниями [2]. В нашей детской группе мы постоянно проводим совместные с родителями праздники и экскурсии. Главное для нас в решении данной проблемы – помочь родителям принять ситуацию рождения особого ребёнка, справиться с чувством вины за его рождение и научиться лучше его понимать.
Основное отличие нашей группы от других заключается в том, что мы используем нестандартный метод духовной саморегуляции. Мы относимся к ним как к здоровым детям; побуждаем ребёнка-аутиста увидеть всё, что его окружает, помогаем его социализации.
В данной работе мы ставили цель поделиться своим опытом, привлечь внимание специалистов и всех заинтересованных лиц к данному вопросу. Сейчас мы работаем над расширением группы и готовы рассмотреть все предложения сотрудничества.
Считаем, что одна из основных проблем нашего общества – это формирование правильного отношения к людям с ограниченными возможностями и их социализация, для решения которой необходимо не только участие государства, но и общественное внимание к проблемам детей. Здесь необходимо непосредственное личное участие.
Литература:
1. Букатая Л.П. Метод духовной саморегуляции в профилактике психических расстройств у детей // Актуальные вопросы профилактики, диагностики, терапии и реабилитации психических расстройств: сборник статей. – Барнаул, 2014. – С. 48-51.
2. Букатая Л.П. Опыт работы с родителями детей, имеющих психические заболевания // Психическое здоровье молодого поколения: региональный, социально-демографический, превентивный аспекты: материалы межрегиональной научно-практической конференции с международным участием (Барнаул, 17-18 июня 2009 г.). – Барнаул, 2009. – С.43-44.
3. Ведяшкин В.Н., Буренкова И.Г., Малыхина Т.П. Клинические варианты и лечение задержки психического развития с аутистикоподобным синдромом у детей // Актуальные вопросы профилактики, диагностики, терапии и реабилитации психических расстройств: сборник статей. – Барнаул, 2014. – С. 60-62.
4. Коррекционно-развивающая программа «Первые ступеньки в «Незабудке». – Барнаул, 2010. – 82 с.
5. Соесман А. Двенадцать чувств. – СПб.: Деметра, 2003. – 260 с.
Культура Алтая: территория созидания: сборник материалов Межрегиональной научно-практической конференции «Духовный вклад Алтая в построение современной территории мира и культуры», Барнаул, 18 апреля 2015 года. – Барнаул, 2015. С. 91-95.
|